«Здоровая кость» – термин, который характеризует нормальное для каждого конкретного возраста анатомическое строение, соотношение кортикальной и губчатой кости, полноценную минерализацию скелета и обеспечивает прочность кости в условиях возрастного развития и жизнедеятельности ребенка. Основными клиническими характеристиками «здоровой кости, или здоровья кости», являются: физиологические прибавки длины тела, в том числе в периоды ускорения роста, и отсутствие переломов. Интегральным показателем «здоровья кости» является костная прочность.
Факторы риска нарушения «здоровья кости».
Практически здоровые дети со значениями костной прочности менее 1 σ (при средневозрастном значении 15) составляют группу риска.
Факторы рисками нарушения костной прочности являются:
• масса тела при рождении менее 1500 г
• длина и масса тела менее 10% перцентиля, независимо от возраста
• недостаточное потребление матерью во время беременности витаминов, микроэлементов, кальция
• искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, цельным молоком
• алиментарно-зависимые болезни на первом году жизни (рахит, анемия, дистрофия)
• задержка моторного развития
• низкие темпы роста в первые три года жизни, 5 - 7 лет и 11 - 15 лет
• конституциональную задержку роста и пубертата
• недостаточная и избыточная двигательная активность
• прием ряда лекарств
• заболевания, ассоциированные со снижением минеральной плотности кости, в том числе наследственная и генетически детерминированная патология.
В группу риска включают также детей с ускорением темпов линейного роста выше возрастных норм, наличием 1 или более переломов, возникших на фоне неадекватного по силе физического воздействия.
Кроме того, доказано, что дефицит кальция и витамина D растущим ребенком является весомым фактором в снижении костной прочности.
Это обусловлено тем, что кальций остается важнейшим компонентом, влияющим на структурно-функциональное состояние костной ткани и костную прочность, особенно у детей и подростков.
Источником кальция для плода является мать. Кальций, поступающий от матери на протяжении всего периода беременности, определяет размеры скелета, геометрию шейки бедра, особенности минерализации костей, пиковую костную массу. Скорость включения кальция в скелет плода существенно возрастает в третьем триместре и зависит от обеспеченности кальцием беременной женщины. После рождения обеспеченность минералом зависит от его поступления с пищей.
Прочность кости и уровень костной массы в процессе роста ребенка во многом определяются содержанием кальция в рационе, а также рядом эндогенных и экзогенных факторов. В настоящее время доказано, что недостаточное содержание кальция в питании детей часто длительно не имеет клинической симптоматики. При этом дефицит кальция может сопровождаться снижением темпов роста ребенка, минеральной костной плотности и более низким уровнем пиковой костной массы, уменьшением толщины кортикального слоя и повышением риска переломов, что может привести к остеопорозу и переломам в трудоспособном и пожилом возрасте.
В настоящее время установлена клиническая значимость содержания кальция в пищевом рационе ребенка. Так, отмечается, что ежедневное потребление кальция школьниками от 370 мг/день и ниже сопровождается постепенной задержкой роста и уменьшением массы тела. У детей, получающих кальций в количестве 199-229 мг/сутки, значительно снижается минеральная костная плотность.
Остаются до конца не выясненными механизмы, при которых алиментарный дефицит кальция протекает без симптомов и, при этом, ведет к прогредиентному снижению минерализации скелета. В период полового созревания десинхрония темпов увеличения линейного роста и накопления минерала в кости на фоне дефицита кальция в питании может удлинить период транзиторного снижения костной минеральной плотности и повысить риск переломов.
У детей с нормальными показателями линейного роста на фоне дефицита потребления кальция и наличия хотя бы одного перелома для оценки «здоровья кости» используют биохимические методы диагностики качества кости. Достаточно определить уровень кальция в крови и моче и маркеры костного ремоделирования (остеокальцин – ОК и С-концевые телопептиды – СКТП) в крови.
Недостаток витамина D в организме растущего ребенка может привести к существенному нарушению минерального обмена и устойчивому снижению «здоровья кости». Высокая биологическая и клиническая значимость витамина Д связана с тем, что он необходим для реализации многочисленных влияний кальция на минеральный обмен и костный метаболизм.
Витамин D в организме трансформируется в активные формы. Основные биологические эффекты витамина D в значительной степени связаны с кальцитриолом, который в настоящее время называют D-гормоном. Установлено, что кальцитриол стимулирует костное формирование, способствует превращению преостеобластов в остеобласты – клетки, которые имеют значение для увеличения костей в длину и минерализации скелета.
Скрининг
Для скрининга здоровья кости могут использоваться данные анамнеза, динамика антропометрических показателей от рождения до момента обращения к врачу, фактические параметры физического развития по отношению к норме, темпы увеличения размеров скелета, в том числе в периоды ускорения линейного роста (первые три года жизни, возраст 5-7 и 11-15 лет), достигнутый уровень полового развития, состояние фактического питания (потребление кальция, витамина Д, белка, других нутриентов), характер и уровень двигательной активности.
Более точную информацию о качестве кости можно получить при проведении количественного ультразвукового исследования – КУЗ или DXA - по показаниям. Среди лабораторных методов наиболее информативным является определение кальция (Са) и креатинина (Cr) в моче с расчетом коэффициента Ca/Cr.
Список используемой литературы:
1. Щеплягина Л.А., Римарчук Г.В. «Костная прочность у детей: известные и неизвестные факты». Учебное пособие. Москва, 2011 год 2. «Ультразвуковой остеоденситометр для детей и взрослых Omnisence-7000» Вестник «МЕДСИ», №4, 2009 год